Неточные совпадения
У нас совсем
не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейского гуманизма,
хотя для нас же характерна острая постановка
проблемы столкновения личности с мировой гармонией (Белинский, Достоевский).
Однако такая общественность,
хотя внешне и облеченная в религиозную оболочку, но внутренне отнюдь
не просветленная, никоим образом
не представляет разрешения нашей
проблемы, почему все эти вожделения реставрации и реакции являются сентиментальной фальшью.
Возвращаясь к нашей исходной
проблеме — возможна ли религиозная философия и как она возможна, — мы должны настойчиво указать, что если действительно в основе философствования лежит некое «умное ведение», непосредственное, мистически-интуитивное постижение основ бытия, другими словами, своеобразный философский миф,
хотя и
не имеющий яркости и красочности религиозного, то всякая подлинная философия мифична и постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая» философия.
Однако этот диалектически-мистический фокус, снимая антиномию, уничтожает вместе с тем ту самую
проблему, которую
хочет решать, ибо для диалектического монизма
не существует ни Бога, ни мира, ни Абсолютного, ни относительного в их противопоставлении.
Для того чтобы поставить трансцендентальную
проблему религии, нужно только
не иметь никакой предубежденности, ни метафизической или спекулятивной, ни догматической, ни эмпирической: нужно смотреть на жизнь открытыми, простыми глазами и уделить всемирно-историческому факту религии то внимание, которое ему естественно принадлежит, даже
хотя бы в силу ее распространенности.
Прямо непонятно, как Ницше, так всегда настаивавший на аморальном существе жизни,
не хотел видеть, что одною из центральнейших
проблем милой ему трагедии была как раз
проблема «нравственного миропорядка» — нелепейшая из всех
проблем, какие когда-либо ставило себе упадочное человечество.
Это была иллюзия,
хотя и имеющая связь с глубокой темой H. Федоров
хотел победить смерть, обратить время, изменить прошлое путем «общего дела» активного воскрешения Это была великая и христианская идея, но она
не была достаточно связана с
проблемой личности и свободы, с
проблемой победы сознания над объективацией.
Я совсем
не собираюсь толковать апокалипсис, а
хочу лишь поставить философскую
проблему конца истории.
В этом Фрейд совершенно прав,
хотя он и
не понимает метафизической и религиозной глубины
проблемы.
Проблема очень запутывается для этики тем, что происходит как бы столкновение ценностей, которые признаются нравственными, с ценностями, которых
не хотят именовать нравственными, напр. ценностями познавательными, эстетическими или эротическими.
Проблема зла парадоксальна для нашего сознания, чего
не хочет признать рациональная теология.
Его
хотят и его утверждают и те, которые никогда
не размышляют о таких теологических
проблемах, как ад.
Проблема страдания и зла
не есть только социальная
проблема,
хотя она имеет социальную сторону.
Будет поставлена
проблема о религиозном смысле и религиозном освящении труда, который
не хотела знать новая история, так как стремилась освободить человека и классы от бремени труда.